Про танец, который для всех

Updated: Oct 6, 2019

Зимой 2016 я поступила и закончила курс Ирины Сироткиной «Танец и двигательные культуры в истории и современности» в ВШЭ.


К концу курса слушателям было предложено написать выпускное эссе. До конца не понимала про что писать, что же меня сейчас цепляет в теме танца.


Хотелось, чтобы и мой материал был живым, про то, что цепляет. Сфокусированная на написание выпускного эссе про танец, я попадаю на танцевальный спектакль Жерома Беля GALA и понимаю вот она тема, с которой я всегда взаимодействую, но никогда я не делала ее главной.


Основная мысль постановки GALA Жерома Беля является идея того, что хватит размышлять об избранности и исключительности исполнителя, танцора, что есть люди, которые просто хотят и любят танцевать и получают от этого удовольствие и это важнее профессиональной постановки. Танец призван давать место самовыражению человека, его желание – это главное. И это, конечно, разбивает некоторые стереотипы о танце, об избранности и исключительности танцора.


В спектакле GALA на сцене танцевали разные люди, разные по возрасту, по росту, разные по своим возможностям и ограничениям. И, когда каждый из них танцевал свой танец, и было видно как не просто повторять, следовать за другим и в этом проявляется уникальность каждого. Даже если ты танцор балета, не просто повторить и встроиться в другую пластику. И особенности становятся настолько условны в этом контексте.


Важная функция танца , в том числе, давать пространство для каждого и тогда какая-то определенная техника не является неотъемлемым условием для танца, для танца в сценическом пространстве, в том числе. Как было сказано в аннотации - спектакль - это некоторая деконструкция академического представления о танце.


Сидя в зале, я обратила внимание, что зритель отдает больше аплодисментов, криков браво, когда выступает пожилой человек или человек в инвалидном кресле, из лучших побуждений поддержать этих людей, но с другой стороны для меня это в какой-то момент очень подчеркивало их инаковость, как будто у них нет возможности быть на равных.


Хотя спектакль, как раз, про эту возможность быть на равных в танце, не смотря на различия. Но было радостно, что зал был полон и я увидела, что ушло всего 4 человека. Мне кажется, это говорит о том, что гуманизм в танце, в общественном сознании набирает обороты и такая парадигма востребована и нужна. Танец может быть инклюзивен по отношению к человеку не только в контексте терапии.


И мне, на сегодняшний день, очень импонирует идея танца на равных, когда мы можем обходиться минимальными базовыми знаниями о хореографической постановке, сценической постановке, но при этом, у нас есть высокая чувствительность, желание танцевать и проявляться через танец. Когда танцоры это просто люди, обладающие своим спектром возможностей, которые так же можно раскрывать и расширять посредством танца.


И что танец – это не просто механика и не только техника танцора, что там есть место для человека, для его персональной истории, жеста, наполненного смыслом и чувством, его способом проживать себя через движение. И это про то, что в танце возможно встречаться не только с оценкой, но и с бОльшей с ценностью себя.


Очень близки слова Жерома Беля про то, что когда исчезают оценки, остается смысл танца, его значение: что танец говорит о человеке, который танцует ( неважно любитель он или профессионал) , о тех аспектах , которые неподвластны языку.


Фото: Gerom Bel, Gala

СВЯЗАТЬСЯ С ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ТЕРАПЕВТОМ

Налетова Александра

dancetherapist@mail.ru

+7 926 501 74 02

Москва,Россия

  • Facebook - черный круг
  • LinkedIn - черный круг
  • Vkontakte - черный круг

© 2019 Все права защищены.